Дополнительные услуги
Акции

01.07.2022 Летние Скидки!!!
Летняя скидка 7% всем!!!!

23.04.2021 Радиостанция с установкой
Акция на радиостанции с установкой.

Публикации

28.07.2022 ДТП в Башкирии
Предварительной причиной ДТП с 6 погибшими и 17 пострадавшими названо нарушение режима труда.

13.01.2022 алгоритм активации тахографа для юр лиц и ИП
Прошу не судить строго - это только моя накидка существующего порядка.

29.12.2021 Реакция на изменения процедуры активации
я обратился в министерство транспорта с обращением.

Поиск по сайту

Статья журнала Основные средства №12 за 2011 год, подготовленная при участии ООО «Тахограф+»

В последнее время все чаще в СМИ звучит информация о крупных ДТП с участием большегрузных ТС и автобусов, которые произошли по вине водителей, заснувших, или отвлекшихся от процесса движения. Такие происшествия приводят к тяжким последствиям в силу большой массы ТС и большого количества пассажиров.

Для предотвращения аварий, вызванных усталостью водителя, принято «Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки» (ЕСТР). Данное соглашение регламентирует, что все ТС должны быть оснащены тахографами – устройствами контроля режимов движения, труда и отдыха водителей. В Европейском сообществе уже давно и успешно применяют данные приборы.

Российская Федерация присоединилась к данному соглашению, но, как сказал еще Салтыков-Щедрин «строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Сроки внедрения постановления правительства №720 от 10 сентября 2009 года, в части пункта 8.1., скорее всего, будут вновь пересмотрены.

Связано это с технической неподготовленностью внедрения. В мире существует всего четыре производителя современных цифровых тахографов. Естественно, что ни одно из них не находиться в РФ. В настоящий момент реализуется проект сборки устройств иностранной разработки на территории РФ, существуют Российские и Белорусские разработки тахографов, но они еще далеки от внедрения.

Отсутствие отечественного производителя вынудит платить иностранным производителям, соответственно утечка капитала из России. Еще один аспект проблемы – резкий рост заказов на оборудование может перекрыть производственные мощности этих предприятий, возникнет дефицит, перекупщики, появятся подделки и возрастут цены.

В настоящий момент станций по установке и обслуживанию тахографов всего около 200, если учесть, что требуется оснастить по разным подсчетам от 1 миллиона до 1,2 миллиона ТС, это по 5 000 машин на одну СТОА. На данный момент это годовая загрузка крупного сервиса тахографов. Конечно, в случае подтверждения сроков установки эти сервисы смогут привлечь достаточное количество сотрудников, для обслуживания резко возросшего количества клиентов, но это вызовет еще более резкое повышение цен на услуги.

Самый простой вариант избежать суеты (абсолютно не нужной перед президентскими выборами) это вновь перенести дату внедрения этих устройств, но необходимо учесть так же реакцию общественного мнения и политический момент:

  • иностранный опыт установки данных приборов показал существенное снижение аварийности на дорогах и снижение тяжести последствий происшествий, а СМИ уделяют огромное внимание происшествиям с большим количеством пострадавших, указывая, среди прочего, в списке причин «бездействие властей»,
  • выполнение требований ЕСТР является одним из условий вступление России в ВТО (что является очень важным, учитывая последние успехи в переговорах о вступлении).

Некоторые полагают, что установка тахографов приведет к увеличению сроков доставки груза, уменьшит грузообороты, но иностранный опыт показал, что это не так. При обработке данных эксперты Евросоюза обнаружили, что в большинстве случаев водители гнали свои машины в запрещенных режимах (с превышением скорости, без отдыха, с малым количеством сна), только для того, чтобы в пункте назначения, поставив машину на отстой заняться своими делами (закупка товаров домой, посещение увеселительных заведений и т.п.). Установка устройств контроля повысила дисциплину водителей, и компании не потеряли ни в обороте, ни в сроках доставки товаров.

Тахографы регистрируют скорость движения, а значит водитель будет более строго соблюдать режимы, тем самым снизит расход топлива и износ деталей ТС, что позволит снизить затраты на эксплуатацию. Не стоит забывать так же об уменьшении простоев и ущерба, понесенных компанией в результате участия водителей в ДТП. Это так же позволит снизить стоимость оборудования.

Современные цифровые устройства контроля режима движения, труда и отдыха совместимы с системами ГЛОНАС, внедрение которых не за горами (Министерство транспорта РФ уже готовит документы на оснащение подобными приборами все ТС категорий N2, N3, M2, M3). Работа этих устройств в паре позволит диспетчерам компаний контролировать положение всего автопарка онлайн, грамотнее распределять работу, планировать маршруты, для минимизации порожнего пробега, устанавливать и пресекать нарушения режима движения водителем оперативно, без вмешательства государственных органов.

Повышение дисциплины водителей в целом позволит снизить себестоимость перевозок, снизить риски и улучшит планирование.

В настоящий момент на территории РФ действует несколько документов, регламентирующих «устройства контроля режимов труда и отдыха водителей» (так официально называются тахографы):

  1. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 922 «О повышении безопасности международных и междугородних перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».
  2. Правила использования тахографов на автомобильном транспорте в РФ, утв. Приказом Минтранса России от 7 июля 1998 г. № 86, зарегистрированное в Минюсте РФ 25 ноября 1998г., регистрационный № 1651
  3. Технические требования к цифровым тахографам, используемым на территории РФ СМТ АТ 005-03
  4. Приказ №106 от 2 июля 2009 г. О реализации Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.
  5. ПРИКАЗ N 180 от 20 октября 2009 г. О картах, используемых в цифровом контрольном устройстве для контроля за режимами труда и отдыха водителей при осуществлении международных автомобильных перевозок в соответствии с требованиями европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.
  6. Постановления Правительства РФ № 720 от 10 сентября 2009 г. Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств.
  7. Административный кодекс РФ.

При таком количестве документов, все, даже министерство транспорта, сходятся во мнении, что еще не все аспекты установки, эксплуатации, контроля и обслуживания тахографов предусмотрены и описаны российским законодательством.

На территории Европейского союза действует только один документ: «Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки» (ЕСТР). Разные страны вносят только свои добавления и коррективы, например, в Испании водитель должен при начале движения указать не только страну, но и регион отправления. Такое действие так же может быть применимо на территории РФ, т.к. средняя площадь регионов РФ превышает среднюю площадь европейских стран.

Первые тахографы в Европе появились еще в 30х годах прошлого века как средство для контроля режимов работы водителя, как стимул для сокращения сроков доставки груза, и было направлено не на ограничение времени работы водителя, а, наоборот, уменьшение простоев, за счет повышения дисциплины водителя, исключение «левых рейсов».

Со временем устройства совершенствовались, записывалось большее количество показателей, возросла надежность. При проведении анализа ДТП, с целью повышения безопасности дорожного движения, при помощи тахографов, добровольно установленными некоторыми крупными компаниями, было выявлено, что значительное количество происшествий произошло с теми водителями, которые нарушали режим отдыха и часто нарушали скоростной режим. С 1995 года Европейской комиссией были введены в действие правила ЕСТР, по которым оснащение тахографами стало обязательным для транспортных средств, категорий N2, N3, M2, M3.

На момент введения это были аналоговые аппараты, которые записывали информацию на бумажный носитель (тахокарты).

Производителей аналоговых аппаратов довольно много, существует большое количество исполнений, так например Мерседес, заказал на серию грузовиков Актрос специальный прибор, удовлетворяющий требованиям конструкции штатной панели приборов. Получилась очень удобная в эксплуатации, хорошо читаемая и красивая конструкция, с одним лишь недостатком – огромной ценой.

Всеобщее внедрение тахографов дало эффект по снижению аварийности, при этом привело еще и к снижению эксплуатационных затрат.

Некоторые крупные перевозчики установили более сложные устройства, которые фиксировали, помимо режимов труда и отдыха, такие показатели, как обороты двигателя, степень нажатия на педаль газа и тормоза, включенную передачу. Исследование полученных данных показало, что соблюдение постоянного режима эксплуатации, соблюдение скоростного режима снизило износ деталей. Специалисты компании провели серию лекций о режимах эксплуатации, позволяющих снизить затраты на обслуживание транспорта, уменьшить простой и, за счет этого, повысить доходы водителей. В процессе обучения водителям демонстрировались примеры на реальных тахограммах водителей их предприятий. После проведенных лекций большинство водителей поменяло стиль вождения, что позволило значительно снизить себестоимость перевозок.

В настоящий момент, дальнейшее развитие этих систем, позволило получать информацию о месте нахождения автомобиля, записывать данные видеорегистратора, как дороги, так и салона автомобиля. Это оборудование широко используется в таксопарках для более грамотного распределения заказов и, в комплекте с «тревожной кнопкой», предотвращения преступлений.

Со временем не дисциплинированные водители придумали множество способов искажать показания аналоговых приборов. При этом некоторые способы, такие как заранее записанные тахокарты, практически не возможно выявить на контроле.

Решение вопросов защиты информации от подделки, повышение удобства считывания и обработки данных, повышению надежности приборов привело к созданию цифровых тахографов. Хранение информации в таких приборах осуществляется в энергонезависимой памяти устройства и личной карте водителя. При разработке этих приборов были учтены перспективы объединения их с устройствами слежения и передачи информации (GPS, GSM, отечественный ГЛОНАС). Так же были достигнуты договоренности о стандартизации передаваемых сигналов, разъемов, установочных мест. В результате получились взаимозаменяемые устройства с надежными элементами и не высокой стоимостью.

Производителей этого вида устройств в Европе всего четыре: Simens, Efas, Actia и Stoneridge.

При этом Simens занимает около 70 % рынка вследствие именитой марки и большого количества сервисных центров, хотя все цифровые приборы взаимозаменяемы и имеют практически одинаковые характеристики и стоимость. Отличительной чертой тахографа Efkon компаниии Efas является отдельный блок принтера – единственного прибора, имеющего подвижные детали и, в связи с этим, наиболее часто имеющим неисправности. Таким образом замена принтера головного устройства может быть произведена водителем самостоятельно и стоимость детали намного меньше устройства в сборе. Приборы фирм Actia и Stoneridge, не имеющие указанных преимуществ, практически не представлены на Российском рынке и в сумме установлены не более чем на 2% транспортных средств, эксплуатируемых на территории РФ и оснащенных цифровыми тахографами.

 

В настоящий момент стоимость цифровых головных устройств колеблется от 30 до 45 тысяч рублей. По заверениям Калужского завода автоприборов, при запуске в серию их устройства его стоимость будет 20-25 тысяч рублей. Скорее всего, запуск российской сборки тахографов Efas, так же повлияет на их стоимость.

Помимо установки устройств, предприятию необходимо не реже, чем в 28 дней считывать и сохранять информацию с них. Для этого необходимо оформить карту предприятия и купить оборудование для считывания информации с тахографов и карт водителей. Законодательством не устанавливается обязанность расшифровывать данные, их просто необходимо хранить в течении 2х лет, поэтому покупка программы для расшифровки записей добровольное дело, и решение о покупке и использовании данных при управлении персоналом, каждое АТП принимает самостоятельно.

Для предприятий, которые имеют малое количество ТС, достаточно заключить договор на чтение и хранение информации с сервисом.

Карта предприятия необходима для блокировки считывания информации с тахографа, лицами, не имеющими полномочий, считыванию данных учета режимов труда и отдыха. Если тахограф не заблокирован конкретной картой предприятия, то информацию с него можно считать любому владельцу считывающего устройства. Передвижение ТС с установленной картой предприятия запрещено.


Обязанностей у предприятия, зафиксированных законодательством не много:

  • Установить тахографы на все ТС категорий М2, М3,N2 и N3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, за исключением маршрутных ТС, с длинной маршрута менее 50 км. На ТС, на которых не было ранее установлено оборудование контроля режима труда и отдыха, необходимо устанавливать цифровые тахографы.
  • Контролировать исправность, своевременное обслуживание и калибровку тахографов.
  • Не реже, чем раз в 28 календарных дней считывать и сохранять всю информацию с тахографов и карт водителя всех транспортных средств предприятия.

Сложностей в управлении устройством нет, необходимо просто нажать кнопку на тахографе для отметки цели остановки (прибор не знает с какой целью вы остановились, ему необходимо задать режим отдыха водителя). Опыт внедрения тахографов в Европе показал, что водители редко вынимают карточку из устройства. Помимо определенности, что делал водитель в данный момент, это снижает износ подвижных деталей. Меню управления, кнопки управления приборами практически идентичны, поэтому водителю, привыкшему к работе с одним устройством, не составляет труда переход на другое.

На карту водителя записывается информация о режиме труда и отдыха конкретного водителя. На карте указаны персональные данные, фотография, образец подписи. В настоящий момент в Европе рассматривается вопрос об объединении прав категорий M2. M3. N2. N3 и карт водителей в один документ, со встроенным носителем информации.


Большинство обязанностей, предусмотренных законодательством, ложиться на плечи водителя:

  • Знать и соблюдать правила режимов труда и отдыха. Не более 4,5 часов движения подряд, не более 9 часов движения в сутки, не более 6 дней работы подряд, не менее 9 часов отдыха в сутки (при движении автомобиля под управлением второго водителя первому ставиться режим пассивной работы). Скорость не более 90 км/ч.
  • Отмечать тип отдыха на тахографе. При начале движения режим меняется автоматически, при остановке тахографу необходимо устанавливать тип остановки: пассивная работа (заполнение документов, прохождение таможни, отдых при движении автомобиля под управлением сменного водителя, погрузка-разгрузка…), отдых (сон, полный отдых, устанавливается только при неподвижном автомобиле).
  • Контролировать исправность тахографа и правильность отображения информации.
  • В случае обнаружения неисправности тахографа вести учет режимов вручную.
  • В течении 14 дней, после обнаружения неисправности отремонтировать и откалибровать тахограф.
  • Не препятствовать уполномоченным лицам снимать информацию с тахографа и карты водителя (при этом водитель имеет права не передавать инспектору свою карту, а предоставить информацию в виде распечаток).
  • Следить за периодичностью снятия информации с тахографа сотрудниками компании.
  • Следить за периодичностью обслуживания и калибровки тахографа.

Контроль за соблюдением режимов и правил эксплуатации устройств должны контролировать сотрудники транспортной инспекции и ГИБДД.

Карта контролёра предназначена для чтения записей за последние 29 дней, о режимах труда и отдыха всех водителей, управлявшими данным транспортным средством, технической информации, о правильном режиме эксплуатации тахографа. Так же, как и карта водителя, она персонализирована и не может передаваться другим лицам.

Контролеры имеют больше права, чем обязанности:

  • Проверка наличия и правильности установки тахографов.
  • Проверка исправности и сохранности пломб на тахографе.
  • Проверка соблюдения режима труда и отдыха водителей
  • Проверка скоростного режима по тахографу.
  • Проверка на мошенничество с тахографами.

К сожалению, на данный момент нет подготовленных специалистов в ГИБДД, очень мало в Транспортной инспекции, оборудование специалистов так же оставляет желать лучшего.

Мастера сервисов должны обеспечить возможность всего процесса контроля за режимом труда и отдыха. При этом, как на технических специалистов, на них возложена ответственность предупреждать мошенничества. Услуги, которые предоставляют сервисы:

  • Установка тахографов.
  • Активация тахографов.
  • Калибровка тахографов.
  • Ремонт тахографов.
  • Продажа оборудования для предприятия.
  • Обучение сотрудников предприятия правильной обработке данных, сохраненных с тахографов.
  • Обучение водителей правильному использованию тахографов, предостережения мошенничества (95% легко обнаружить и эти ухищрения вызывают серьезные неисправности автомобиля).

Многие сервисы предоставляют дополнительные услуги, пользующиеся спросом, например считывание и хранение информации с тахографов.

Карта мастера имеет привязку не только к мастеру, выполняющему операции, но и мастерской, таким образом, при изменении места работы, мастер обязан заменить карту.

К сожалению, в настоящий момент только 1 предприятие в РФ имеет права на производство описанных карт, у данного предприятия нет филиалов по регионам и специалисты из других регионов, участвующие в процессе, вынуждены отправлять документы и получать карты почтовым переводом, что задерживает сроки начала работ.

Таким образом в РФ наблюдается недостаток не только сервисных центров для тахографов, но и производителей карт.

Для того, чтобы исключить возможность отключения тахографов, наиболее важные цепи и соединения прибора пломбируются. Для этого используется два вида пломб – свинцовые и пластмассовые. Свинцовые используются для пломбирования соединений в агрессивных средах (КПП автомобиля, электрический разъемы на передней панели и т.п.). Пластмассовые пломбы используются для пломбирования разъемов и корпуса прибора в салоне автомобиля. Нарушение этих пломб считается попыткой манипуляции с тахографом и штрафуется по максимальной ставке.

Хочу выделить основные проблемы, которые требуют решения, для выполнения требований ЕСТР на территории РФ.

  1. Не все аспекты установки, эксплуатации, обслуживания и проверки тахографов установлены и закреплены на государственном уровне.
  2. Нет российского производителя оборудования.
  3. Установочных центрова в РФ слишком мало для одномоментной установки данных приборов на все ТС. При условии открытия достаточного количества сервисных центров встанет вопрос об их дальнейшей судьбе, после обеспечения массовой установки.
  4. Только одна организация по выдаче карт водителя, предприятий, сервиса и контролеров. Один офис, без филиалов и отделений по регионам.
  5. Не все модели выпускаемых сегодня в РФ транспортных средств, а тем более, находящиеся в эксплуатации ТС, приспособлены под оборудование тахографами.
  6. Сотрудники ГИБДД и транспортной инспекции не обучены и не оснащены оборудованием для контроля за правильностью эксплуатации тахографов.
  7. Не определен порядок оснащения транспортных средств тахографами.
  8. Даже новые ТС, на данный момент, не оборудуются устройствами контроля режима труда и отдыха. Установка такого прибора на заводе вследствие крупнооптовой закупки непосредственно заводом – изготовителем ТС, прокладке кабеля одновременно с монтажом всей электропроводки позволит снизить стоимость даже иностранного оборудования до 30 - 35 рублей.

Для решения этих проблем осталось очень мало времени, поэтому предлагается в срочном порядке решить те, которые возможно:

  1. Министерству транспорта РФ установить порядок установки тахографов не единовременным, а при прохождении очередного ТО (со следующего года будет обязательным).
  2. Правительству РФ утвердить порядок оснащения ТС тахографами.
  3. ГИБДД России обучить сотрудников правилам снятия информации с тахографов, укомплектовать требуемым оборудованием.
  4. Предприятиям – изготовителям ТС подготовить переходники для установки датчиков тахографов и поставить их в свободную продажу (сертифицировать оригинальные датчики уже нет времени).
  5. Руководству АТП согласовать порядок оснащения ТС тахографами, предусмотреть финансирование как процесса оборудования, так и обслуживания.
  6. Установочным центрам подготовить ресурсы для оснащения большого количества ТС тахографами.

Это список минимальных мер, которые необходимо предпринять, чтобы процесс оснащения ТС тахографами был цивилизованным и действительно привел к повышению безопасности перевозок, а не превратился в авральное мероприятие для галочки.


Возврат к списку

.